До революции кладбищ в центре Москвы не было. Русские цари на протяжении столетий издавали специальные указы, по которым усопших запрещалось хоронить «внутри града». С чем же это было связано?

От курганов до церковных погостов

Древние славяне устраивали захоронения в курганах, причем останки чаще всего сжигали. С приходом христианства хоронить стали в основном при церквях.
Так, в 60-х годах прошлого столетия в ходе раскопок близ Успенского собора в Кремле было найдено древнейшее, вероятно, в Москве массовое захоронение христианской эпохи. Самые ранние могилы относились к XII веку, когда на месте собора стояла церковь Димитрия Солунского. Предположительно она была построена в 1177 году там, где произошло массовое побоище между москвичами и войском рязанского князя Глеба, вступившего в союз с половцами. После того как деревянную церквушку заменили на каменную, внутри нее стали хоронить представителей знати (если судить по золотым и серебряным артефактам), а возле храма – чернь в берестяных гробах.

С тех пор пошла традиция: при каждом храме появлялся погост, на котором хоронили прихожан этого храма. Кладбища так и назывались – приходскими, а народ звал их «нивами божиими». Как правило, они были небольшими по размеру: церквей в столице было много. При этом бояр или дворян хоронили либо близ церкви, либо в каменных гробницах или склепах под зданием церкви, а простой люд – на краю погоста. Если усыпальницы для знати сохранялись веками, то поверх бедняцких могил уже через два-три поколения устраивали новые.

Царские указы

Как сообщает автор книги «История московских кладбищ. Под кровом вечной тишины» Ю.В. Рябинин, еще указом от 1657 года царь Алексей Михайлович запретил устраивать погребения в Кремле и Китай-городе, повелев при этом расширить ряд кладбищ по слободам. Его беспокоила близость захоронений к центру города. И дело тут было, скорее всего, не в «энергетике смерти», как полагают некоторые исследователи, а в боязни антисанитарии.
Повеление Петр I в 1723 году гласило: «В Москве и других городах мертвых человеческих телес, кроме знатных персон, внутри градов не погребать». Кроме того, в еще более раннем указе от 1722 года говорилось: «Надгробные камни при церквах и в монастырях опускать вровень с землею; надписи на камнях делать сверху; которые же камни неудобно так разместить, употреблять их в строение церковное». Если верить историку Сергею Шокареву, автору работы «Москва в XVIII веке», толчком к этому стали похороны князя-кесаря Ф.Ю. Ромодановского, состоявшиеся в 1717 году в Георгиевском монастыре. Царь обратил внимание на то, что надгробия мешают прохождению войск, участвовавших в траурной процессии.
Но если указ по поводу надгробий еще исполнялся, то об указе «не погребать» внутри градов после смерти императора позабыли.

Обновлено ( 03.10.2018 15:27 )